МБОУ "Голубинская СОШ"

Белгородская область, Новооскольский район, с.Голубино, ул.Набережная, д.37

Итоговое сочинение

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 2020/2021УЧЕБНОМ ГОДУ

Официальные документы 2020/2021 учебный год

Приказ об утверждении Порядка проведения Итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2020-2021 учебном году.

Приказ о сроках, местах и порядке регистрации для участия в написании итогового сочинения(изложения) на территории Белгородской области в 2020-2021 учебном году.

Официальные документы 2019/2020 учебный год

Приказ Департамента образования Белгородской области от 25.11.2019г. №3566 "Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2019/2020 учебном году"

Приказ Департамента образования Белгородской области от 02.10.2019г. № 3039 «Об утверждении Порядка регистрации для участия в написании итогового сочинения(изложения) на территории Белгородской области в 2019/ 2020 учебном году»

 

Официальные документы 2018/2019 учебный год

Приказ Департамента образования Белгородской области от 13.11.2018г. № 2932 «Об утверждении Порядка ознакомления участников итогового сочинения(изложения) с результатами итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2018/ 2019 учебном году»

Приказ Департамента образования Белгородской области от 13.11.2018г. № 2933 «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения(изложения) на территории Белгородской области в 2018/ 2019 учебном году»

Официальные документы 2017/2018 учебный год:

Приказ Департамента образования Белгородской области «О сроках и местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в 2017 - 2018 учебном году" от 03 октября 2017 года № 2799

 Приказ  Департамента образования Белгородской области "О подготовке к проведению итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2017-2018 учебном году" от 23 октября 2017 года № 3054

Приказ Департамента образования Белгородской области"Об утверждении правил заполнения бланков итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2017-2018 учебном году" от 03 ноября 2017 года №3132

 Информирование о результатах итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году

Официальные документы 2016 / 2017 учебный год:

Приказ Департамента образования Белгородской области от 28.11.2016 г. №3836 "О проведении  итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2016-2017 учебном году"

Приказ Департамента образования Белгородской области от 28.11.2016 г. №3836"О проведении  итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2016-2017 учебном году"(Приложение 1)

Приказ Департамента образования Белгородской области от 28.11.2016 г. №3836"О проведении  итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2016-2017 учебном году" (Приложение 2,3)

 Приказ Департамента образования Белгородской области от 28.11.2016 г. №3836"О проведении  итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2016-2017 учебном году" (Приложение 4)

Приказ Департамента образования Белгородской области от 25.11.2016 г. №3829 "Об утверждении порядков тиражирования,  копирования, сканирования, хранения и уничтожения бланков итогового сочинения (изложения), передачи  (доставки) комплекта тем сочинений (текстов изложений) в места проведения итогового сочинения (изложения)

Приказ Департамента образования Белгородской области от 2.11.2016 г. №3571 "Об утверждении инструкций для лиц, участвующих в организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2016-2017 учебном году" 

Приказ Департамента образования Белгородской области от 2.11.2016 г. №3570 "Об организационном и технологическом сопровождении проведения итогового сочинения (изложения) на территории Белгородской области в 2016-2017 учебном году" 

Приказ Департамента образования Белгородской области от 6.10.2016 г. №3218 "О сроках и местах регистрации  на участие в итоговом сочинении (изложении) в 2016-2017 учебном году"

Порядок регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) на территории Белгородской области в 2016 - 2017 учебном году 

"Приложение к порядку" Места регистрации на участие в итоговом сочинении выпускников прошлых лет, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования в Белгородской области в 2016-2017 учебном году 

"Приложение к порядку" Образец заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года 

"Приложение к порядку" Образец заявления на участие в итоговом сочинении для выпускников прошлых лет, лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях 

"Приложение к порядку" Образец согласия на обработку персональных данных 

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения)

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2017-2018 учебного года

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
• «Верность и измена»,
• «Равнодушие и отзывчивость»,
• «Цели и средства»,
• «Смелость и трусость»,
• «Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

 

 

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016 - 2017 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016-2017 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016-2017 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первую среду февраля и рабочую среду мая.

Время написания – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Вы здесь: Главная Итоговая аттестация Итоговое сочинение