Продолжается реализация регионального проекта «Дети — наставники», предусматривающего возрождение системы наставничества и шефства.
Проект «Создание системы наставничества и шефства для обучающихся образовательных организаций области» входит в один из главных портфелей проектов региональной Стратегии «Доброжелательная школа» — «Обновление содержания деятельности образовательных организаций на институциональном уровне».
Для успешной реализации целевой модели (методологии) наставничества предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества. Исходя из образовательных потребностей МБОУ «Голубинская СОШ» в данной целевой модели наставничества рассматривается форма наставничества - «Ученик – ученик».
Форма наставничества «Ученик – ученик».
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.
6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.
Результат:
1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
2. Повышение успеваемости в школе.
3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик»
Наставник
|
Наставляемый
|
Кто может быть
|
Пассивный
|
Активный
|
- Активный ученик, обладающий лидерскими организаторскими качествами, нетривиальностью мышления.
- Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты.
- Победитель школьных, муниципальных и региональных олимпиад и соревнований.
- Лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы.
- Возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций и объединений.
|
Социально или ценностно-дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.
|
Обучающийся с особыми образовательными потребностями, нуждаются в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
|
Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик»
|
Формы взаимодействия
|
Цели
|
Успевающий – неуспевающий.
|
Достижения лучших образовательных результатов.
|
Лидер – пассивный.
|
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, лидерских и творческих навыков.
|
«Равный – равному»
|
Обмен навыками для достижения целей.
|
«Адаптированный - неадаптированный
|
Адаптация к новым условиям обучения.
|
Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик»
|
Этапы реализации
|
Мероприятия
|
Представление программ наставничества в форме ученик-ученик.
|
Ученическая конференция.
|
Проводится отбор наставников из числа активных сообществ.
|
Анкетирование обучающихся, собеседование,
использование базы наставников.
|
Обучение наставников.
|
Обучение проводится куратором.
|
Проводится отбор обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество, добровольно принять участие в программе наставничество.
|
Анкетирование обучающихся, листы опроса,
использование базы наставляемых.
|
Формирование пар.
|
После личных встреч, обсуждение вопросов, назначения куратором.
|
Наставляемый улучшает образовательные результаты, интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.
|
Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проектов, показателей улучшение образовательных результатов, посещаемости).
|
Рефлексия реализации формы наставничества.
|
Анализ эффективности реализации программы.
|
Наставник получает уважение и заслуженный статус. Чувствует свою причастность к школьному сообществу.
|
Поощрение на ученической конференции.
|
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимся.
Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимся.
|